вс — выходной
Пешеходная экскурсия в особняк Морозовых в Подсосенском переулке
Полный билет: 1980 руб.
(без доплат):
Льготный билет 1830 руб.
Билет (до 16 лет) 1830 руб.
Точка сбора
Место встречи: станция "Чкаловская", выход из метро
Проводит экскурсию
Наталья Бицадзе, Лариса Скрыпник, Никита Брусиловский
Программа экскурсии
Даты: 29 мая, 4 июня, 25 июня 2022 года
Экскурсоводы: 29.05 - москвовед, историк-архивист, член Союза краеведов России и Московского краеведческого общества Никита Брусиловский; 04.06, 25.06 - кандидат исторических наук, преподаватель искусствоведения в РАЖВиЗ Наталья Витальевна Бицадзе
Начало экскурсии: 12:00
Окончание экскурсии: 14:30
Внимание! Продолжительность экскурсии 2,5 часа!
Место встречи: станция "Чкаловская", выход из метро №6 в 11.45!
Начнём мы знакомство с особняком с его внешнего оформления, стиль которого можно определить как эклектический. Главный аттик строения украшен картушем с буквой «М» (Морозовы). В аттиках по бокам ангелочки держат жезл, который является атрибутом богов торговли Гермеса (в Древней Греции) и Меркурия (в Древнем Риме), что вполне объяснимо для главного дома городской усадьбы купцов и фабрикантов, известных на всю Европу «ткацких королей» России. Прямо под боковыми аттиками в картушах над окнами второго этажа увековечена дата постройки особняка. По углам фасада здание украшают вазы в античном стиле и гирлянды изобилия. Парадный вход выделен балконом второго этажа и фигурами поддерживающих его мифологических атлантов. В общем стиле особняка выполнены и въездные ворота в усадьбу. Не будем обращать внимания на довольно грозные лица богов по обеим сторонам ворот, а пройдём прямо в особняк-произведение искусства.
В дом гости попадали через холл, оформленный Шехтелем в египетском стиле. После открытия Суэцкого канала в разных областях искусства стали обращаться к теме Египта. В 1870 г. Джузеппе Верди для Каирского оперного театра написал оперу «Аида», которая имела оглушительный успех. В России она впервые была поставлена в 1875 г. После этого многие состоятельные люди при оформлении своих домов обращались к теме Египта. Алексей Викулович увидел подобный интерьер у своего троюродного брата М.А. Морозова, с которым очень дружил, и попросил Шехтеля создать что-то подобное. Холл в особняке украшают колонны, украшенные цветами лотоса. Напротив входа мы увидим зеркало, по периметру расписанное египетскими пиктограммами. Наверху портал с каким-то крылатым божеством…
А вот столовая, расположенная на первом этаже, оформлена Шехтелем уже в русском стиле. Дверь, стены и потолок украшены лепниной, которая имитирует резьбу по дереву. Даже необыкновенная печь, которую мы увидим в центре комнаты, оформлена не изразцами, а раскрашенной лепниной. На самом деле это был сейф. Так как при перепланировке в доме было проведено водяное отопление и электричество, печь для отопления стала не нужна, и её использовали только в декоративных целях.
Далее мы пройдём в настоящую жемчужину особняка – готический кабинет хозяина. Шехтель решил воссоздать здесь обстановку средневекового немецкого замка. Чтобы потолки были высокими, пришлось разобрать перекрытия второго этажа. Деревянные панели на стены и мебель произвели на мебельной фабрике П. А. Шмидта, который был мужем старшей сестры Алексея Викуловича. До наших дней сохранилось кресло, диван и часы. Центральное место отведено камину, который украшен готическими символами. Кроме того, мы увидим в его верхней части так называемые «маски грешников». Свод камина поддерживают страшные горгульи.
Справа можно заметить небольшую дверь в семейную моленную. Так как до 1905 г. старообрядчество было запрещено, а к нему принадлежала значительная часть московских состоятельных промышленников и купцов, то многие устраивали такие помещения для религиозных обрядов у себя дома. На второй этаж ведёт резная деревянная лестница, украшенная драконом и уже знакомым нам гномом.
Стены этого кабинеты декорированы панно, выполненные художником М. Врубелем. Он создавал их довольно продолжительное время. Первые появились в 1898 г., а последние в 1900 г. Темой картин стал «Фауст» Гёте. В облике Фауста угадываются черты хозяина Алексея Викуловича, а в образе Маргариты проглядываются сразу две реальные женщины: это жена Михаила Врубеля Надежда Забела и супруга троюродного брата М.А. Морозова Маргарита Кирилловна Морозова, с которой хозяин очень дружил и даже иногда делал хозяйкой званых обедов, так как сам не был женат.
Но сколько бы мы сейчас ни рассказывали об этом уникальном Доме и его именитых обитателях, без полного погружения в атмосферу, в это великолепие, блеск и торжество настоящего искусства, прочувствовать всю грандиозность замысла и его воплощения не получится. Поэтому приглашаем Вас открыть для себя это место Красоты, Силы, Вдохновения и Прекрасного! Целых 1,5 часа восторга и изумления вкусом, мастерством, талантом и щедростью создателей этого поистине произведения искусства - особняка Морозовых в Подсосенском переулке Москвы! Спешите быть с нами!
Способы оплаты:
Информация о поездке
У подножия резной лестницы, что ведёт на второй этаж этого неповторимого по своей красоте и роскоши особняка Морозовых в Подсосенском переулке, сидит гном со свитком, на котором написано изречение Ф.Ницше "Жизнь коротка, искусство вечно". Это фраза чудеснейшим образом подходит к тому, что мы увидим и услышим на этой экскурсии. Уже давно нет владельцев и создателей этого великолепного особняка, а архитектурные находки, потрясающие воображение интерьеры, как и богатейшая Морозовская коллекция предметов искусства восхищают нас и по сей день. Но обо всём по порядку...
Особняк Морозовых в Подсосенском переулке, 21, который нам предстоит посетить, был выстроен в 1879 году. Известно, что с середины XVIII века городская усадьба на этом месте принадлежала фабрикантам Плавильщиковым. Именно у них Елисей Саввич Морозов и приобрёл владение в 1839 году. А уже его сын и наследник Викула Елисеевич в период с 1878 по 1879 годы выстроил новый главный дом по проекту одного из самых известных тогда архитекторов Дмитрия Чичагова.
Следующий наследник — Алексей Викулович – вступив во владение усадьбой в 1895 году, решает перестроить дом по своему вкусу и для переоформления интерьеров приглашает Фёдора (Франца) Шехтеля. Созданное Шехтелем внутреннее убранство этого – одна из вершин творчества архитектора, демонстрирующая его оригинальный талант и высочайший уровень мастерства. К оформительским работам были привлечены известный художник Михаил Врубель и молодой скульптор Сергей Коненков.
Купить тур