Путеводитель Боголюбовых “Волга от Твери до Астрахани” 1862 года – шедевр жанра

Братья Николай и Алексей Боголюбовы — внуки Александра Николаевича Радищева, автора знаменитого “Путешествия из Петербурга в Москву”. Первый стал писателем, второй – художником-маринистом, они пошли по стопам деда, вернее, поплыли на пароходе вниз по Волге, начиная от её истока. Итогом трудов стал уникальный путеводитель “Волга от Твери до Астрахани” с литографиями, где есть весьма интересные сведения о волжских городах и их окрестностях.

Слава богу, российские самодержцы не преследовали потомков государственных преступников, и сын автора “Путешествия из Петербурга в Москву” Афанасий дослужился до должностей губернатора Подольской, а затем Витебской и Ковенской губерний. Сыновья дочери писателя Фёклы также беспрепятственно реализовали свои способности. Алексей Петрович стал знаменитым художником-маринистом (наряду с И.К. Айвазовским) и основателем художественного музея в Саратове.

Николай Петрович имел писательский талант и создал немало исторических и научно-популярных книг. К примеру. К примеру, двухтомная “История корабля”, которую читали несколько поколений, представляла собой общедоступное изложение судостроения и судоходства в древние времена и средневековье. Многочисленные рисунки в тексте, выполненные братом художником Алексеем Петровичем, сделали книгу ещё более увлекательной. Второй том включил подробное описание истории судостроения и судоходства в России — как на морях, так и по озёрам и рекам.

В 1862 году в Петербурге вышел замечательный путеводитель “Волга от Твери до Астрахани”. Тексты написал Николай Петрович Боголюбов, а прекрасные иллюстрации выполнены его братом Алексеем. Братья создали этот шедевр во время совместного путешествия вниз по реке. Книга сейчас является большим раритетом, с ней можно познакомиться на сайте Президентской библиотеки.

История же создания путеводителя известна нам, как ни странно, из воспоминаний Алексея, который тоже оставил потомкам очень интересные очерки о своей жизни. Настолько интересные, что некоторые современные издательства и сегодня переиздают «Записки моряка-художника» Боголюбова-младшего. В них он рассказывает:

«В Москве мы порешили с братом принять приглашение от директора пароходства по Волге «Самолёт» В.А. Глазенапа, старого флотского знакомого, весной плыть по Волге от Твери до Астрахани для составления путеводителя. Брат взял литературно-описательную часть, а я — иллюстрацию. Выговорили себе при этом право взять с собою своих жён и в половине мая поплыли и даже могли припевать «Вниз по матушке по Волге», ибо путешествие было интересное, а тем более для меня, который и моряком, и художником столько прожил за границей, не имея понятия о своём отечестве». То есть семейное речное путешествие Боголюбовых по Поволжью было организовано по заказу одного из крупнейших на тот момент российских пароходных Обществ «Самолет», основанного десятью годами ранее отставным капитаном Владимиром фон Глазенапом и титулярным советником Максимилианом фон Адлерскроном.

В мае 1861 года братья, бывшие по жизни большими друзьями, в приятной компании своих жен тронулись в путь по Волге, делая остановки на всех пристанях по маршруту следования. Крупных городов для исследования Боголюбовыми было 9: Тверь, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Казань, Симбирск, Самара, Саратов, Астрахань — все это столицы российских губерний, каждой из которых авторы путеводителя посвятили по целой главе. К слову, знаменитое волжское путешествие Екатерины II веком ранее пролегало абсолютно по тем же местам, правда завершилось несколько ранее — в Симбирске.

В путеводителе Боголюбовых детальное описание одной только Твери занимает 18 страниц: когда и кем был основан город, его географическое положение, удаленность от Москвы, сколько жителей в нем проживают, их гендерный и сословный состав, количество церквей, магазинов, пекарен, образовательных и лекарских учреждений, основные достопримечательности и даже уровень цен. Во всех губерниях, помимо самого губернского города, автором изучены и другие населенные пункты, имеющие пристани на Волге. Так, например, в Тверской губернии Боголюбовым были подробно описаны такие уездные города как Корчева, Калязин, Углич, Мышкин, Молога, Рыбинск и Романов-Борисоглебск. Более того, автор перечислил и дал краткое описание всех уездных сел, местных озер, речушек, урочищ, рассказал о типах здешнего грузового и пассажирского речного транспорта — поистине титанический труд. И, разумеется, не забывает Боголюбов дать четкую физико-географическую характеристику бассейна Волги: указать данные о протяженности реки, ее средней глубине и ширине, особенностях русла и берегов.

Причем, своё повествование Николай Петрович ведёт очень поэтично. Например: «С наступлением урочного часа отплытия на пароходе звонят в третий раз, снимается сходня, и пароход отходит от пристани, спускаясь быстро вниз по Волге. Скоро исчезают из взора зрителя и прекрасный дворец, и Отроч монастырь, дремлющий под тенью окружающих его деревьев, и красивая Тверская набережная, и воксал с общественным садом; вот пройдена и Барминская слобода, лежащая в двух верстах от города, и только купола церквей напоминают о недавнем отплытии; наконец и они скрываются в дальней синеве…»

А вот фрагмент, касающийся гуляний: “Отдохновение и прогулка в праздники составляют отличительную черту в характере русского народа. Празднование храмовых праздников считается им необходимостью; на них съезжаются не только окрестные жители, но даже жители отдалённых деревень и ради одного праздничного дня предаются отдохновению и удовольствиям несколько дней сряду. На этом основании тверитяне гуляют в Петровский и Успенский мясоеды и после каждого крестного хода. Из этих гуляний народ веселится за Волгой: после Петрова дня, после Вознесенья Господня, в который бывает крестный ход из собора в церковь Вознесенья, и после Троицына дня. После крестного хода в Жёлтиков монастырь гуляют за Тьмакою. После Казанской Божией Матери 8 июля гуляют за Тверцою около Отроча монастыря неделю, потом две недели гуляют в мещанских улицах городской части, около Смоленского кладбища, до и после 18-го июля. Последнее гулянье бывает за Тьмакою 29-го августа. 

Эти гулянья народные, они сопровождаются большей частью песнями, плясками и хороводами и имеют целью выбор женихов и невест. Малые гулянья в праздничные дни и хорошие летние вечера бывают больше по набережной р. Волги, около воксала и в публичном саду. Из загородных гуляний предпочитается село Трёхсвятское — летнее пребывание тверского архиепископа и Тверская станция Николаевской железной дороги. Все эти гулянья оживляют город летом. Летом сюда заезжают иногда странствующие акробаты, дающие свои представления на Почтовой площади, на ней же ставятся в неделю Св. Пасхи качели, но зимою и этих удовольствий не бывает”.

Пока Николай все описывал, Алексей — зарисовывал панорамные поволжские виды прямо с натуры. Живописцем он был очень талантливым. Более всего Алексей любил писать море, ибо еще в юности проникся творчеством Ивана Айвазовского. Эксперты считают Боголюбова не менее талантливым по мастерству маринистом. Иначе, наверное, его не назначили бы художником Главного морского штаба. В 1861 году, незадолго до путешествия по Волге с братом, Алексей Петрович, чьи полотна к тому времени уже украшали галереи Рима, Женевы и Парижа, был удостоен почетного звания профессора живописи. В путеводитель «Волга от Твери до Астрахани» вошли 10 работ Алексея Боголюбова.

Издание путеводителя принесло большой успех обоим братьям. Хорошим памятником братьям Боголюбовым стало бы переиздание их книги “Волга от Твери до Астрахани”, являющейся классическим путеводителем по великой русской реке. Читая её, видишь, какие изменения, и далеко не в лучшую сторону, произошли с Волгой за полтора века. Так представим же, какими прекрасными и не тронутыми грубым человеческим вмешательством были и она сама, и её гордые берега — с градами и весями, храмами и усадьбами, лесами и лугами”, – говорил тверской историк-краевед Вячеслав Воробьёв. И он, как всегда, прав.

Путеводитель Боголюбовых “Волга от Твери до Астрахани” 1862 года – шедевр жанра

Остались вопросы?